Описывать Париж по большом счету бессмысленно. Не потому, что писать не о чем — боже упаси! Просто этот город как ни один город в мире не хочет укладываться в рамки и соответствовать стереотипам. Конечно, всякий слышал об утреннем кофе с круассанами, вечерних бистро с шумными столиками, запахе жареных каштанов на парижских бульварах... но для кого-то Париж — это гулкий полумрак Нотр-Дама, тихий шепот туристов в залах Лувра и почти безлюдный, застроенный старинными особняками остров Сен-Луи. Для кого-то столица Франции — прежде всего Эйфелева башня, памятник «эпохе пара и электричества», а современные архитекторы отправляются в Париж, чтобы вдохновиться авангардными линиями квартала Дефанс и башни Монпарнас.
Париж одновременно элитарен и демократичен, весел и грустен, ярок и слегка размыт дождями, как на картинах Писарро — и у каждого он свой. А чтобы открыть Париж для себя, влюбиться в него и оставить в нем частичку души, нужно не так уж и много — просто в нем побывать.
Париж уже много лет входит в пятерку самых популярных туристических направлений, ежегодно сюда устремляется более 15 миллионов путешественников.
Город гостеприимно принимает всех — в его окрестностях три международных аэропорта: Шарль-де-Голль, Орли и Бове. Кроме того, Париж — это крупный железнодорожный узел, на его территории находятся 7 вокзалов. В столицу Франции из крупных городов России, Украины и Белоруссии отправляются комфортабельные автобусы. Этот же вид транспорта актуален для туристов, уже находящихся на территории Европы.
Поездка в Париж на своей машине может оказаться как выгоднее авиаперелета, так и совсем наоборот: экономию на билетах запросто могут «съесть» высокие цены на бензин и затраты на гостиницы в пути.
Округа Парижа
Париж поделен на 20 муниципальных округов, нумерация идет по спирали по часовой стрелке из центра. Каждый округ — это почти полноценный город со своим стилем жизни. Планируя поездку, подойдите серьезно к вопросу проживания. Учтите, что от выбора гостиницы будет зависеть не только пейзаж из окна, но и, возможно, все впечатление от поездки. Париж — город, безусловно, волшебный, но криминальный, в некоторых его округах лучше не появляться даже днем.
Наиболее престижные и оживленные округа Парижа — с 1-го по 8-й, а также 16-й.
Из них 1-й, 4-й и 7-й — самые дорогие в плане проживания, ведь именно здесь расположены самые популярные достопримечательности. В 1-м округе возведены Лувр, Тюильри и Пале Рояль. Это еще и настоящий рай для шопологиков и любителей антиквариата. Исторический центр города — 4-й округ, на его территории расположены Собор Парижской Богоматери, площадь Вогезов, Дом-музей Виктора Гюго. А 7-й округ есть на каждой второй открытке о Париже, над ним возвышается символ города — Эйфелева башня.
От 2-го, 3-го, 5-го и 6-го округов до центра с его знаковыми местами рукой подать, а цены на проживание уже не так высоки, хотя дешевизной местные гостиницы не отличаются. 5-й округ, где воздвигнут Пантеон — один из самых оживленных в Париже, он захватывает часть Латинского квартала. Активно отдыхают днем и ночью в районе Елисейских полей в 8 округе. Во 2-м, 3-м и 6-м округах заметно спокойнее, и здесь есть на что посмотреть: Опера-Комик, Дворец Броньяр, квартал Маре, Люксембургский дворец.
С роскошным 7-м округом соседствуют 15-й и 16-й. Последний — буржуазный район дорогих особняков и шикарных автомобилей. С площади Трокадеро открывается отличный вид на Эйфелеву башню. Хорошим выбором для размещения может стать 15-й округ, в местных отелях сравнительно невысокие цены, при этом до Марсова поля — 10-15 минут пешком при условии, что остановились вы в пределах квартала Гренель.
По групповым турам, как правило, селят в 9-м округе, здесь довольно спокойно и недорого. Главная достопримечательность — Гранд Опера, а его своеобразное «лицо» — магазины, в том числе центры шоппинга Printemps и Galeries Lafayette.
В целом туристы хорошо отзываются об 11-м округе. До центра недалеко, к тому же, в этой части города очень развито транспортное сообщение. Все же это, скорее, популярный округ, чем приличный — в местных барах и клубах веселятся ночами, а по вечерам на площади Бастилии можно встретить наркоторговцев.
Спокойным считается и 13-й округ, несмотря на большое количество азиатов. Впрочем, местный «Чайна-Таун» уже давно стал чем-то вроде достопримечательности. По отзывам, в округе приличные и недорогие отели.
Округа 12-й и 14-й проще, дешевле и демократичнее, районы можно назвать относительно безопасными и спокойными.
Нет ничего плохого в 17-м округе, но он удален от центра, и с достопримечательностями здесь не густо.
В Париже стоит быть начеку, где бы вы ни находились. В оживленных районах старайтесь прятать деньги и крепко держать сумку, а с наступлением темноты лучше не гулять в одиночку по уединенным улицам даже в центре. В столице Франции проживает огромное количество приезжих из Азии и стран Африки, ведут они себя, мягко говоря, неделикатно. Так, для спокойной жизни в Париже не подходят 10-й, 18-й, 19-й округа.
В 10-м находятся два вокзала — Северный и Восточный, уже это делает его шумным и грязным. Этот район давно стал домом для переселенцев.
В 18-м округе жить можно, если осторожно (в районе «Мулен Руж» даже весело). Зажиточные горожане здесь соседствуют с бедными мигрантами, селиться лучше вдали от границ с 10-м и 19-м округами.
Усилиями парижских властей 19-й округ становится популярнее, но спокойным назвать его нельзя. Если решили тут поселиться, постарайтесь не привлекать к себе внимание дорогой одеждой и гаджетами. Туристы приезжают сюда полюбоваться парками Бют-Шомон и Ля-Виллет.
Ранее неблагоприятный 20-й округ в последние годы приобрел благопристойный вид и заработал репутацию развивающегося района. Округ долгое время считался главным прибежищем мигрантов и преступников, так сложилось исторически. Сегодня ситуация не столь безнадежна, но выбирать отель рекомендуем вдали от периферии. Тем более, что в 20-м округе гостиницы довольно недорогие.
В округе находится кладбище Пер-Лашез — в прошлом беднейшее захолустье, а сегодня — одно из самых красивых и известных мест захоронения в мире.
Транспорт
Впервые столкнувшись с «парижскими тайнами» транспортной сети, неподготовленный турист часто ощущает себя полностью сбитым с толку — между тем в кажущемся безумии есть строгая и логичная система (во Франции почти всегда так). Стоит лишь раз понять ее основные принципы — и перемещение на городском транспорте Парижа больше не будет вызывать затруднений. Итак:
Муниципальный транспорт
Собственно Париж и пригороды (так называемый «Большой Париж») накрепко связаны единой транспортной системой, разделенной на 5 зон: чем дальше от центра, тем больше номер зоны. Тарификация поездок зависит от того, из какой зоны в какую вы направляетесь. Массовому туристу важно знать, что почти все достопримечательности Парижа сосредоточены в зонах 1-2 (исключение — квартал Дефанс, он расположен в 3-й зоне). Исходя из этого можно смело садиться в автобусы с двузначными номерами маршрутов и на любую линию метро — дальше второй зоны они не ходят.
При подземной пересадке важно не перепутать линии метро и RER: это электрички, которые в черте города ходят под землей и маскируются под метро, но вполне способны утащить вас в пригород. К счастью, их легко отличить по бело-красным двухэтажным вагонам.
Парижские автобусы удобны, если вы хотите совместить поездку с осмотром города — они многочисленны, комфортабельны и достаточно быстры, так как используют выделенные полосы. Каждая остановка оснащена номерами и картой маршрутов — можно без спешки разобраться в хитросплетениях автобусной сети.
С парижскими трамваями та же проблема, что и с RER: они ходят в пригороды и способны утащить вас гораздо дальше чем нужно, вдобавок контролеры с радостью воспользуются вашей ошибкой — в точности как в RER.
В Париже принято сигналить рукой водителю, если вы хотите сесть в автобус — иначе он проедет мимо.
Виды билетов
Хотя число разновидностей билетов, проездных и дисконтных карт поначалу способно вогнать в ступор, для туриста все относительно просто.
Если вы остановились в пригороде Парижа, стоит приобрести одноразовый билет Origine-Destination — его стоимость зависит от выбранных начальных и конечных точек вашего маршрута. Книжечка из 10 билетов обойдется на 20 % дешевле в пересчете на стоимость одного билета.
Одноразовый билет ticket+ дает пассажиру право передвигаться на всех видах транспорта в черте города — от RER до фуникулера на Монмартре (в метро с помощью ticket+ можно доехать до любой станции, не заботясь о хитростях транспортного зонирования, а вот в RER этот билет действителен только в границах зоны 1). Купить его можно в любой кассе метро. Дети до 3 лет передвигаются по Парижу бесплатно, а с 4 до 10 — вдвое дешевле взрослых. С этим билетом вы сможете пересаживаться с метро на RER и обратно в течение двух часов (либо с автобуса на трамвай — в этом случае билет действует на полчаса меньше).
Хотя этим билетом вы можете оплатить поездку где угодно, пересесть с наземного вида транспорта на подземный (и наоборот) по нему нельзя — вам придется заранее выбрать предпочтительный способ передвижения.
Такси
У такси три тарифа: тариф «А» действует с понедельника по субботу с 7:00 до 17:00 в черте города, тариф «В» — в выходные и праздничные дни, а также ночью и за чертой города в пределах большого Парижа, тариф «С» — в выходные и праздничные дни, а также ночью за чертой города в пределах большого Парижа. Посадка — только на специальной стоянке или заказ такси по телефону; можно остановить такси на улице, если машина свободна и находится не ближе 50 м от ближайшей стоянки.
Велотакси
В городе, помешанном на экологии и здоровом образе жизни, такси на «человеческой тяге» не могло не найти своих поклонников. Конечно, полноценным видом транспорта его назвать трудно, но экскурсионным — вполне.
Аренда авто, велосипедов и электромобилей
Аренда авто в Париже имеет две важные особенности: приятную и не очень. К хорошим новостям для автопутешественника можно отнести примерно равную стоимость аренды в черте города и аэропортах. Плохая новость: парижане давно привыкли парковаться «по толчку», мелкие царапины и вмятины их не беспокоят — но те же дефекты станут проблемой для вас, когда вы будете объясняться с конторой-прокатчиком. Отсюда вывод: полная страховка (она же «страховка с нулевой франшизой») почти обязательна, а это деньги, причем немалые — ценник на полную страховку автомобиля класса эконом начинается с 20 EUR в день. Добавьте в графу «расходы» примерно столько же на оплату паркинга (бесплатных парковок вы в Париже не найдете, если только не решили посетить город в июле-августе) — и идея передвигаться по городу на арендованном авто уже не покажется вам столь блестящей.
Из-за высокого пассажиропотока в аэропортах выгодные предложения по аренде держатся считанные минуты, поэтому стоит озаботится бронированием автомобиля заранее — иначе вы рискуете получить на стойке вместо Opel Corsa за 30 EUR в день какой-нибудь BMW X5 вшестеро дороже.
Связь и Wi-Fi
Старые телефонные будки исчезают с улиц Парижа, и в наше время стоит рассчитывать в основном на мобильную связь — к счастью, весь город находится в зоне уверенного приема не только 3G, но и LTE. Российские операторы наперебой предлагают «туристические» тарифы с бесплатными входящими звонками, но если вы планируете часто звонить из Франции, затраты на исходящие здорово ударят по кошельку.
Местные операторы Orange и SFR продают сим-карты иностранцам, нужен лишь загранпаспорт: цена на звонки в Россию будет в несколько раз ниже, вдобавок персонал в парижских салонах связи говорит по-английски.
При заключении контракта требуйте опцию sens engagement («санз ангажман») — без абонентской платы. Хотя это и кажется менее выгодным по цене за минуту разговора, без пополнения счета такой контракт прекратит действие автоматически, а в контракте с абоненткой каждый месяц будет списываться фиксированная сумма — даже когда вы уже вернетесь домой.
Можно вообще не заморачиваться тонкостями контрактов, используя возможности интернет-телефонии. Парижане шутят, что в их городе проще найти точку Wi-Fi, чем работающий туалет, к тому же перед точками Wi-Fi не бывает очередей. И они правы: в садах, парках, рядом с аттракционами, в музеях и возле административных зданий часто можно заметить белые овалы с фиолетовой надписью «Wi-Fi free zone». Пользование интернетом действительно бесплатно и имеет лишь два ограничения: при входе в систему нужна регистрация и время интернет сессии не должно превышать двух часов.
Туристические карты
Туристические карты — это комплексное решение для путешественников, не желающих тратить драгоценное время отпуска на изучение хитростей парижского транспорта и стояние в очередях к достопримечательностям. Подобные карты созданы по системе «все в одном» — они объединяют в себе транспортные карты, доступ к лучшим парижским музеям без покупки билетов и даже речные экскурсии. К сожалению, эти карты достаточно дороги.
Paris Pass — это транспортная карта Paris Visite, туристические автобусы компании Big Bus Paris, музейный абонемент Museum Pass и экскурсия по Сене от компании Bateaux parisiens в одном флаконе. В качестве бонуса — путеводитель по городу на 120 страниц.
Paris Passlib' от парижского бюро по туризму — прямой конкурент предыдущей карте. Нетрудно заметить, что Passlib' — это больший сервис за меньшие деньги. В комплект входят экскурсии на автобусах сети Open Tour, охватывающей больше достопримечательностей, чем у Big Bus Paris.
Карта Passeport Paris decouverte ориентирована на экономных путешественников. Нельзя не заметить и редкую продуманность опций, предусмотрено именно то, что наверняка понадобится неопытному туристу, без лишних и невостребованных услуг. В «двухдневный комплект» входят билет в Лувр, обзорная экскурсия по городу на автобусах Foxity, речной круиз и экономный проездной Mobilis вместо дорогого Paris Visite.
Шоппинг
Магазины Парижа открыты, как правило, ежедневно, кроме воскресенья, с 10:00 до 19:00. Бутики знаменитых домов моды находятся на проспекте Монтеня, Елисейских Полях и улице Фобур-Сент-Оноре. Самыми популярными местами для покупок считаются знаменитые универмаги «Галери Лафайет» и «Прентан». Квартал Марэ и улица Риволи популярны среди поклонников демократичных молодежных марок — дизайнерские вещи в тамошних бутиках обойдутся вдвое дешевле, чем на Елисейских полях.
Маленькие сувенирные лавки открыты 7 дней в неделю, цена их товаров сильно разнится от места — один и тот же брелок с Эйфелевой башней на Монмартре может стоить вчетверо меньше, чем поблизости от оригинала.
На третьем месте по популярности после модной одежды и сувениров идут французские деликатесы — главным образом сыры и вино. Если стоит задача сэкономить, имеет смысл закупать съестное в супермаркетах — цены там ниже, чем в уличных магазинах, а качество на высоте.
Если вы не профессиональный сомелье и перед вами не стоит задача привезти домой конкретную марку вина, при выборе ориентируйтесь не только на цену, но и состояние полок: чем меньше осталось бутылок какой-либо марки, тем популярнее это вино у парижан. Тот же алгоритм вполне применим и для сыров.
Шоппинг во Франции не принято считать полным без посещения аутлетов — хотя они расположены за чертой города, это неудобство с лихвой покрывается ценами, ассортиментом и качеством товаров.
И наконец особый, чисто парижский вид шоппинга — посещение блошиных рынков. Это удовольствие для истинных ценителей, ведь вместо банальных магнитов на холодильник можно привести из Парижа практически что угодно: например, уникальным сувениром может стать превосходная акварель с видами Сены, эмигрантское собрание сочинений Бунина на русском или даже гильза от крупнокалиберного снаряда, выпущенного в 1940 г. по наступающим немцам... Дело лишь за вашей сноровкой, терпением и удачей.
Отправляясь на блошиный рынок, старайтесь одеться как можно скромнее: глаз у старьевщиков наметанный, и ваши джинсы от Valentino поднимут цену желанной вещи как минимум вдвое.
Что попробовать
Французская кухня — это не только луковый суп и лягушачьи лапки. В создании кулинарного ансамбля поучаствовали все исторические провинции страны, а столица Франции собрала национальные деликатесы воедино — прекрасная возможность устроить гастрономический тур, не покидая города!
Начать стоит с лотарингского блюда — «киш лоррэн». Представьте себе открытый пирог из слоеного теста, в котором начинкой служит воздушный омлет. Гениально просто! А еще дешево, вкусно и питательно — одна порция этого блюда способна заменить полноценный завтрак.
К обеду стоит заказать рататуй. Это традиционное блюдо небогатых французских крестьян, фактически простая смесь рубленых овощей — но фирменные соусы хорошего повара способны придать ему божественный вкус.
Если вы любите супы, а лук — не очень, закажите буйабес. Это аналог нашей ухи (если можно считать аналогом рыбный суп, сдобренный вином, томатами, оливковым маслом и настоящими провансальскими специями). Современный буйабес недешев, но попробовать его определенно стоит.
Сладкоежки будут в восторге от макарони — так во Франции называются небольшие пирожные, издали похожие на разноцветные гамбургеры. Обязательно попробуйте их и будьте готовы к тому, что на дюжине вы не остановитесь — возможно, это самые вкусные пирожные в мире.
Кафе и рестораны Парижа
Элитные рестораны Парижа у всех на слуху, они давно и заслуженно завоевали мировую популярность — а заодно создали миф о том, что парижская кухня запредельно изысканна и запредельно дорога. На самом деле это не совсем так: наряду с престижными заведениями с заоблачными ценами в Париже существуют тысячи более демократичных «точек общепита» — а качество блюд в них зачастую не хуже.
Побороть голод помогут «брассери» (примерный аналог наших кафе) и «крепери» (блинные). Помимо цен, эти заведения выгодно отличаются от ресторанов тем, что обычно работают днем, когда рестораны закрыты, к тому же быстрее обслуживают клиентов.
Не стоит пренебрегать и сетевыми заведениями, хотя бы ради эксперимента: даже банальные сэндвичи из Subway или бургеры из McDonald's покажутся вам в Париже гораздо вкусней, чем дома. И это не иллюзия, в условиях жестокой конкуренции даже эти гиганты вынуждены шевелиться и поддерживать высокий уровень качества.
И наконец самый бюджетный вариант — еда из Franprix или Monoprix. Маленькие филиалы этих универмагов часто снабжены крытой террасой с барными табуретами и парой микроволновок — можно купить в магазине пару сэндвичей, тут же их разогреть и съесть, наблюдая сквозь стекло за жизнью города.
Развлечения и достопримечательности Парижа
Идеальный способ предварительного знакомства с городом — подъем на Эйфелеву башню. Ажурное сооружение из металла было возведено в 1889 г. и с тех пор стало главным символом французской столицы и Франции вообще. Помимо архитектурных достоинств, башня ценна для путешественника и тем, что предоставляет отличную точку обзора главных районов и достопримечательностей Парижа — в ясный день с ее верхнего яруса можно разглядеть окрестности на 70 км.
С высоты в четверть километра вам откроется правый берег Сены с садом Тюильри и громадой Лувра — одного из крупнейших музеев планеты. Увы, разглядеть Джоконду и Венеру Милосскую не получится — для этого придется-таки отстоять очередь (если вы заранее не обзавелись туристической картой) и проникнуть внутрь.
Если смотреть с последнего этажа Эйфелевой башни, остров Сите действительно похож на корабль, а высокий шпиль и готические башни собора Нотр-Дам, некогда служившие приютом Квазимодо и Эсмеральде, здорово напоминают палубные надстройки. Вот и разгадка непонятного девиза на городском гербе! «Корабль качается, но не тонет» — лучше и не объяснить суть непотопляемого острова, с которого когда-то начинался город.
Если Сите — прошлое Парижа, то квартал Дефанс, расположенный к западу от Эйфелевой башни — свидетель и залог его будущего. Созданный как противовес и вызов лондонскому Сити, Дефанс в наши дни не только памятник современной эпохе «стекла и металла», но и крупнейший деловой центр Европы.
Необычная форма главной достопримечательности квартала, Большой Арки Дефанс, часто вызывает вопросы у туристов. Ответ не то чтобы прост... но он есть: дело в том, что Большая Арка — не совсем арка. Это проекция четырехмерного гиперкуба (тессеракта) в нашем трехмерном пространстве.
Север Парижа с похожим на безе белоснежным куполом Сакре-Кёр на холме Монмартр ассоциируется прежде всего с музыкой и изобразительным искусством — там переплетаются узкие улочки, некогда вдохновлявшие импрессионистов, а знаменитая «муза Лотрека» — кабаре Мулен-Руж — принимает гостей и в наши дни.